На главную
Статьи, учебники по метрологии: История и этапы развития метрологии в СССР
Назад
    В развитии отечественной метрологии можно выделить несколько этапов. Первый этап стихийной метрологической деятельности продолжался от ее зарождения до 1892 г. Достижения и успехи метрологии на этом этапе не были результатом продуманной научно-технической политики, проводившейся в жизнь из поколения в поколение. Качественные изменения в статусе метрологии стали происходить только с середины XIX в. Этот период характерен централизацией метрологической деятельности и началом широкого участия русских ученых в работе международных метрологических организаций. Так, указом «О системе Российских мер и весов» (1835 г.) были утверждены эталоны длины и массы — платиновая сажень, равная 7 английским футам, и платиновый фунт, практически совпадавший по весу с бронзовым золоченым фунтом 1747 г.. В 1842 г. на территории Петропавловской крепости в специально построенном «несгораемом» здании открывается первое централизованное метрологическое и поверочное учреждение России — Депо образцовых мер и весов, куда и помешаются на хранение созданные эталоны, их копии, а также образцы различных иностранных мер (в настоящее время эти образцы хранятся в музее Д.И. Менделеева в Ленинграде). В Депо не только хранились эталоны и их копии, но и изготавливались образцовые меры для местных органов, а также проводилась поверка и сличение образцовых мер с иностранными. Эта деятельность регламентировалась «Положением о мерах и весах» (1842 г.), которое заложило основы государственного подхода к обеспечению единства измерений.
    Как и многие другие науки, метрология в своем развитии не избежала описательного периода. Он завершился в нашей стране капитальным трудом Ф.И. Петрушевского «Общая метрология», вышедшим в 1849 г. и удостоенным императорской Академией наук Демидовской премии. Для русских ученых того времени характерно глубокое понимание роли и места метрологии в науке и жизни. В 1869 г. петербургские академики Б.С. Якоби, Г.И. Вильд и О.В. Струве направили в Парижскую академию наук доклад, в котором предлагалось с целью обеспечения единства измерений в международном масштабе изготовить новые международные прототипы метра и килограмма и распределить их однотипные копии между заинтересованными государствами.
    Это предложение было принято, и в результате последующей работы ученых разных стран была подготовлена и 20 мая 1875 г. подписана Метрическая конвенция. Она стала основой международного научного сотрудничества, способствовала унификации мер и расширению метрологической деятельности в национальном и международном масштабах. В соответствии с конвенцией Россия получила платиноиридиевые эталоны единицы массы № 12 и 26 и эталоны единицы длины № 11 и 28, которые были доставлены в новое здание Депо образцовых мер и весов (ныне это дом 19 на Московском проспекте в Ленинграде).
    В 1892 г. управляющим Депо был назначен Д.И. Менделеев. Д.И. Менделеев (1834-1907 гг.) так много сделал для отечественной метрологии, что период с 1892 по 1918 гг. называют менделеевским  этапом развития метрологии. С одной стороны, это этап научного становления метрологии, перевода ее в число точных естественнонаучных дисциплин, возвышения до уровня «главного орудия познания» по образному выражению Д.И. Менделеева. С другой стороны, это этап осознания народнохозяйственной значимости метрологии, начало глубоко продуманного и планомерного включения метрологический деятельности в хозяйственный механизм страны. В 1893 г. Д.И. Менделеев преобразует Депо образцовых мер и весов в Главную палату мер и весов — одно из первых в мире научно-исследовательских учреждений метрологического профиля. Лишь 8 лет спустя в США организуется Национальное бюро эталонов, а в 1900 г. в Англии — метрологическое отделение Национальной физической лаборатории. Под руководством Д.И. Менделеева была проведена работа по созданию русской системы эталонов и их сличению с английскими и метрическими мерами, начала создаваться государственная метрологическая служба, реализована широкая программа научных исследований в области метрологии. Собственные научные труды Д.И. Менделеева по метрологии не утратили своего значения по сей день. Его научное кредо — «Наука начинается ... с тех пор, как начинают измерять; точная наука немыслима без меры» — и сейчас определяет роль и место метрологии в системе естественных наук. Основанные им научные направления, сформированный стиль научно-практической работы на долгие годы определили высокое развитие русской метрологии, обеспечили ей передовые позиции и высокий авторитет на международной арене.
    Но даже Д.И. Менделееву не удалось в условиях царизма внедрить в России метрическую систему. С 1899 г. она применялась в стране факультативно, наряду со старой русской и британской (дюймовой) системами. Такое положение тормозило развитие промышленности, усложняло и затрудняло внешние экономические, технические и научные связи.
    Коренные изменения в метрологической деятельности стали возможны только при Советской власти. Декрет «О введении Международной метрической системы мер и весов» был принят Советом Народных Комиссаров РСФСР уже 14 сентября 1918 г. Издание декрета знаменует собой начало третьего — нормативного этапа в развитии отечественной метрологии. С этого момента сначала важнейшие, а затем и менее важные установления в области метрологии вводятся нормативными актами — поначалу постановлениями правительства, а позже, наряду с ними, — нормативно-техническими документами разного уровня.
    Декретом 1918 г. предусматривалось для решения всех вопросов, касающихся введения и применения метрической системы, для общего руководства деятельностью всех заинтересованных учреждений и согласования их интересов при Народном Комиссариате Торговли и Промышленности учредить межведомственную комиссию из представителей ВСНХ и комиссариатов Финансов, Путей сообщения, по Военным делам, по Просвещению, по Продовольствию, Земледелию, а также Почт и Телеграфов. Благодаря этому, с одной стороны, подчеркивалась и узаконивалась государственная значимость метрологических проблем, а с другой, — метрологическая деятельность приобретала государственный характер.
    В условиях интервенции, гражданской войны и хозяйственной разрухи предстояла титаническая работа. Нужно было:
    •    разработать, изготовить и заменить несколько десятков миллионов гирь и линейных мер;
    •    обеспечить их клеймение и поверку, для чего создать сеть поверочных учреждений;
    •    создать исходные образцовые средства для оснащения этих учреждений;
    •    создать эталоны единиц метрической системы и средства для передачи информации о размерах этих единиц;
    •    переработать всю техническую документацию, реорганизовать все измерительное хозяйство на промышленных предприятиях, обеспечить производство измерительного инструмента;
    •    обеспечить пропаганду метрической системы и обучение населения ее использованию, издать десятки брошюр, книг, преодолеть инерцию мышления и старые привычки.
    Нет ничего удивительного в том, что дело продвигалось медленно. Сплошь и рядом возникали непредвиденные трудности. Только для изготовления необходимого количества гирь, например, потребовалось 4,5 млн. пудов дефицитного чугуна. По любому вопросу требовалось решение центральных органов власти. Однако командно-административные методы решения хозяйственных вопросов оказались неэффективными. Декрет предусматривал завершение перехода к метрической системе 1 января 1922 г. Но 29 мая 1922 г. СНК РСФСР вынужден был принять декрет «Об отдалении срока введения метрической системы» до 1 января 1927 г. К сожалению, должных выводов из этого сделано не было.
    8 февраля 1919 г. В.И. Ленин подписал декрет «О введении нового счета времени по международной системе поясов», в 1921 г. — постановление «О всероссийской поверке мер и весов». Всего за семь послереволюционных лет Советское правительство пять раз принимало решения по различным метрологическим вопросам. В 1924 г. ЦИК и СНК СССР утвердили „Положение о мерах и весах", с выходом которого завершилась организация государственной метрологической службы СССР. В 1925 г. СНК СССР принял постановление «О признании заключенной в Париже 20 мая 1875 г. Международной метрической конвенции для обеспечения международного единства и усовершенствования метрической системы, имеющей силу для СССР». В этом же году при Совете Труда и Обороны создается Комитет по стандартизации, председателем которого назначается один из видных организаторов Советского государства В.В. Куйбышев. В 1926 г. утвержден первый общесоюзный стандарт „Пшеница. Селекционные сорта зерна. Номенклатура", в последующие три года — еще свыше 300 стандартов. Стандартизация становится нормативно-правовой основой метрологической деятельности. 23 ноября 1929 г. ЦИК и СНК СССР принимают постановление об уголовной ответственности за несоблюдение обязательных стандартов и „Положения о мерах и весах".
    За период с 1929 по 1932 гг. было утверждено более 4500 стандартов. В 1930 г. XVI съезд ВКП(б) принял решение о широком развитии работ по стандартизации промышленного сырья и материалов, а также самих продуктов и входящих в них составных частей. Однако уже тогда стали проявляться симптомы неблагополучия с качеством выпускаемой продукции. Съезд установил ответственность за качество продукции.
    В годы первых пятилеток формируется устойчивая тенденция ко все большей регламентации всех сторон народнохозяйственной деятельности. С 1930 г. Комитет по стандартизации стал называться Всесоюзным комитетом стандартизации (ВКС) при Совете Труда и Обороны. На 1930—1931 гг. был впервые разработан и утвержден Государственный план стандартизации. С 1932 г. при наркоматах стали создаваться ведомственные комитеты по стандартизации, наркоматы получили право утверждать стандарты отраслевого назначения. После упразднения ВКС к 26 наркоматам и ведомствам перешло право утверждения и общесоюзных стандартов. За период с начала второй пятилетки и до 1941 г. было разработано и утверждено 8600 стандартов.
    Несмотря на это на фоне экстенсивного развития экономики все больше проявлялось несоответствие между количеством и качеством выпускаемой продукции. В 1940 г. Президиум Верховного Совета СССР издал указ „Об ответственности за выпуск недоброкачественной и некомплектной продукции и за несоблюдение обязательных стандартов промышленными предприятиями". В этом же году постановлением СНК СССР был образован Всесоюзный Комитет по стандартизации при Совнаркоме СССР. Введена категория государственных стандартов (ГОСТ).
    За годы войны утверждено свыше 2200 новых и пересмотрено 1270 действовавших государственных стандартов. В 1942 г. правительством принято постановление «О мерах и контрольно-измерительных приборах, подлежащих обязательной государственной поверке и клеймению», которое предусматривало значительное расширение номенклатуры приборов, подлежащих государственной поверке, и подчеркивало общегосударственное значение и важность для обороны сохранения единства мер в стране.
    В послевоенные годы линия на регламентацию всех сторон деятельности хозяйственного механизма не изменилась. В 1948 г. ВКС был включен в состав Государственного комитета Совета Министров СССР по внедрению передовой техники в народное хозяйство. С 1951 по 1953 гг. руководство работами по стандартизации осуществлялось Управлением по стандартизации при Совете Министров СССР. В 1954 г. был создан Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР. Комитет возглавил всю работу по стандартизации, метрологии и измерительной технике в стране. Получило организационное воплощение единство между стандартизацией и метрологическим обеспечением народного хозяйства как рычагами управления качеством продукции. Июньский (1959 г.) Пленум ЦК КПСС поручил комитету разработать план мероприятий по переводу изготовления всей продукции массового применения на производство по государственным стандартам.
    В 1964—1965 гг. состояние стандартизации в нашей стране подверглось детальному изучению и обсуждению с привлечением широких кругов ученых, работников промышленности, общественности. Было признано, что стандартизация отстает от растущих требований народного хозяйства, однако глубинные причины недостатков, обусловленные общими тенденциями развития народного хозяйства, при этом вскрыты не были. Совет Министров СССР принял 11 января 1965 г. постановление № 16 „Об улучшении работы по стандартизации в стране", где отмечалось, что в решении задач дальнейшего подъема народного хозяйства неизмеримо возрастает роль стандартизации как средства ускорения технического прогресса, повышения качества продукции и создания основы для широкой специализации производства. Этим же постановлением в целях обеспечения единой технической политики на Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР возлагалась координация работ по стандартизации в отраслях народного хозяйства, было поручено разработать единые системы нормативно-технической, проектно-конструкторской и технологической документации, ввести в государственный план показатели работы по стандартизации.
    Во исполнение указанного постановления на 1966—1970 гг. был разработан и утвержден первый пятилетний план государственной стандартизации, включенный составной частью в план развития народного хозяйства. В рамках плана государственной стандартизации была разработана, в 1968 г. утверждена и с 1970 г. введена в действие Государственная система стандартизации (ГСС), установившая единый порядок разработки, утверждения, регистрации, издания, обращения и внедрения стандартов всех категорий на всех уровнях управления народным хозяйством. Наряду с ГСС бы созданы ЕСТД — Единая система технологической документации и другие крупные системы стандартов. В 1973 г. утверждена Государственная тема обеспечения единства измерений (ГСИ), регламентирующая все стороны метрологической деятельности.
    Негативные явления, постепенно накапливавшиеся в стране, привели в 1970-е гг. к застою в развитии народного хозяйства. Командные методы управления, оправданные в послереволюционные и военные годы, отвечали условиям мирного времени. Нужно было не заставлять, а заинтересовывать людей в повышении производительности труда и эффективности производства. Всепроникающая регламентация их деятельности на всех уровнях и во всех сферах народного хозяйства сковывала инициативу, порождала безответственность и безразличие к результатам труда. Производственные отношения, основанные на исполнительской дисциплине, стали тормозом научно-технического и социально-экономического прогресса. Остро встала проблема качества.
    Постановлением от 10 ноября 1970 г. № 937 „О повышении роли стандартов в улучшении качества выпускаемой продукции" ЦК КПСС и Совета Министров СССР возложили ответственность за научно-техническую политику в области качества на Государственный комитет стандартов Совета Министров СССР (Госстандарт СССР). Постановление предусматривало: введение государственного планирования качества продукции через стандарты и планы по стандартизации; установление заданий предприятиям по внедрению стандартов и увеличению объемов производства продукции, аттестованной государственным Знаком качества; меры по укреплению государственной дисциплины, усилению государственного надзора и повышению ответственности за выпуск некачественной, нестандартной продукции. Впервые вводились экономические санкции к предприятиям выпуск продукции, не соответствующей требованиям стандартов и технических условий. Усиление функций надзора требовало увеличения административного аппарата. Во всех союзных республиках были созданы республиканские управления Госстандарта СССР.
    К середине 1970-х гг. начали разрабатываться и внедряться различные системы управления качеством. В августе 1975 г. ЦК КПСС принял постановление „Об опыте работы партийных организаций и коллективов передовых предприятий промышленности Львовской области по разработке и внедрению комплексной системы управления качеством продукции. Опыт получил высокую оценку и широкое распространение. На основе сочетания отраслевого и территориального принципов управления были созданы Московская городская и Ленинградская территориальная КУКП, позже — Киевская городская, Латвийская республиканская и многие другие. За годы XI пятилетки, объявленной «пятилеткой качества», системы управления качеством продукции были внедрены на 13600 предприятиях и объединениях, в 36 министерствах и ведомствах союзных республик, в 14 всесоюзных и республиканских промышленных объединениях. По данным Госстандарта СССР внедрение этих систем обеспечив рост выпуска продукции высшей категории качества в 1,5-2 раза, снижение в 3 раза потерь от брака, сокращение сроков освоения новой продукции и повышение производительности труда. Суммарный экономический эффект от внедрения систем управления качеством продукции только по четырем республикам составил 560 млн. руб. В 1985 г. Госстандарт СССР выпустил рекомендации по разработке программ „Качество" в регионах, отраслях промышленности, на предприятиях и в объединениях.
    Фактическое положение дел, однако, не соответствовало шумной кампании. Застойные явления в народном хозяйстве усиливались, экономика страны входила в предкризисное состояние. Весь арсенал бюрократических методов управления в XI пятилетке был приведен в действие. В 1981 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР принимают постановление «Об усилении работы по экономии и рациональному использованию сырьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов». Постановлением значительно расширяется сфера государственного надзора, который распространяется на торговлю, сбыт, транспорт и хранение продукции. В 1983 г. принимается постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР „О мерах по ускорению научно-технического прогресса в народном хозяйстве", в котором ставятся очередные экономически необоснованные задачи. В этом же году выходят постановления Совета Министров СССР от 4 апреля № 273 „Об обеспечении единства измерений в стране", от 28 сентября № 936 „О государственном надзоре за стандартами и средствами измерений в СССР". В 1984 г. издается указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 мая „Об административной ответственности за нарушение правил по стандартизации и качеству, выпуска в обращение и содержания средств измерений и пользования ими". 7 января 1985 г. принимается постановление Совета Министров СССР № 13 „Об организации работы по стандартизации в СССР".
    Итоги „пятилетки качества" известны. Они подведены в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 мая 1986 г. № 540 „О мерах по коренному повышению качества продукции". Пятилетка не решила поставленных перед нею задач. Отечественная продукция не вышла на мировой рынок. Разрыв между качеством советских изделий и продукцией зарубежных фирм в среднем увеличился. Экстраординарной мерой стало введение по решению правительства с 1 января 1987 г. государственной приемки продукции.
    К концу XI пятилетки количество регламентирующих установлений значительно превысило все разумные пределы. Нормативная база только ГСИ насчитывала свыше 1800 документов, в том числе 545 государственных стандартов, около 1100 методических указаний метрологических институтов, 115 руководящих документов, 60 инструкций и правил. К началу 1988 г. народнохозяйственная деятельность в стране регламентировалась 24 тыс. государственных, 54 тыс. отраслевых, 7 тыс. республиканских стандартов и 148 тыс. технических условий. Техническая база метрологического обеспечения народного хозяйства состояла из 145 государственных и 348 вторичных эталонов, 4100 типов образцовых средств измерений, 7500 типов средств измерений и 4100 стандартных образцов веществ и материалов, занесенных в Государственный реестр СССР. Только в метрологической службе СССР было занято 3,5 млн. человек. Все это громоздкое хозяйство, находившееся на государственном обеспечении функционировало крайне неэффективно.
    Перестройка в нашей стране, начавшаяся после апрельского 1985 г. Пленума ЦК КПСС и исторических решений XXVII съезда партии, ознаменовала переход к революционным переменам во всех сферах общественно-политической жизни страны, начало коренной реконструкции народного хозяйства. Следуя начавшимся в стране преобразованиям, Госстандарт СССР выработал направления глубокой перестройки систем стандартизации, метрологии и контроля качества продукции в ССС включая отказ от неоправданной нормативной регламентации, значительное сокращение общего количества организационно-технических документов и упразднение нормативно- технических документов отраслевого уровня, перевод организаций, учреждений и территориальных органов Госстандарта СССР на хозрасчет и сокращение на этой основе численности административного аппарата. Установлены сжатые сроки перестройки с тем, чтобы к началу XIII пятилетки демонтировать механизм торможения и обеспечить высокие темпы развития народного хозяйства.
    Объективно область науки и техники, к которой относятся метрология, стандартизация и управление качеством, включает в себя как фундаментальные законы природы, так и правила, устанавливаемые по соглашению и закрепляемые юридическими актами и нормативно-техническими документами. В понимании законов природы и разумной регламентации необходимых требований и норм — залог успехов в этом важном направлении научно-производственной деятельности.

Использованная литература:
1. И.О. Шишкин. Метрология, стандартизация и правление качеством. Москва, 1990.


Версия для печати | Поиск информации

Авторизация
зарегистрировано 2425
Логин:
Пароль:
Зарегистрироваться
Забыли пароль?

Главная | Форум | Поиск | Помощь | Карта портала | Контакты | Реклама
© Priboridetali , 2024. Правила использования материалов

Яндекс цитирования Здесь находится аттестат нашего WM идентификатора 250165105183
Сервер радиолюбителей России - схемы, документация,
 соревнования, дипломы, программы, форумы и многое другое!