Министерство Финансов Российской Федерации в настоящее время решает сложную задачу по минимизации дефицита бюджета. Ведомство изыскивает дополнительные средства путем увеличения размера дивидендов государственных компаний. Еще в 2011 году Президент РФ определил целевой ориентир по выплате дивидендов для госкомпаний – не менее 25% от чистой прибыли по МСФО. Но даже через 4 года не все компании выполняют поставленную задачу. Кроме того, общие отчисления госкомпаний в бюджет сильно разнятся. За 2015 год «Роснефть», «Газпром», «Башнефть», «Транснефть» и «РЖД» перечислили налогов в бюджет в общей сложности 4042 млрд рублей, из которых 2306 млрд рублей (более 57%) приходится на одну «Роснефть». Таким образом, если учитывать принцип равных условий ведения бизнеса, у Правительства РФ есть серьезные резервы для пополнения доходной части бюджета.
Что касается РОСНЕФТЕГАЗа, Общество является компанией, выполняющей стратегические государственные задачи в сфере ТЭК в соответствии с поручениями и решениями Президента РФ. Указом Президента РФ от 07.12.2004 № 1502 включено в перечень стратегических акционерных обществ, которые обеспечивают стратегические интересы, обороноспособность и безопасность государства, защиту интересов граждан Российской Федерации.
Ключевым направлением деятельности Общества является финансирование предприятий ТЭК для их докапитализации согласно Указу Президента РФ от 22.05.2012 № 695 «О мерах по приватизации находящихся в федеральной собственности пакетов акций крупнейших компаний топливно-энергетического комплекса», которым предусмотрено использование на эти цели полученных АО «РОСНЕФТЕГАЗ» дивидендов.
Полученные дивиденды от дочерних компаний направляются Обществом не только в бюджет, а также по отдельным решениям Президента РФ для оперативного решения конкретных стратегических задач и проектов в интересах государства. В частности, в настоящее время таким образом финансируется проект обеспечения энергетической безопасности Калининградской области. Ранее реализованы проекты по приобретению акций ПАО «Газпром», чем обеспечен контроль государства над данным активом в размере 50,232 % уставного капитала, по увеличению в интересах государства доли в Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК) по сделке с Султанатом Оман, что позволило Российской Федерации приобрести дополнительные стратегические корпоративные права по участию и присутствию в КТК. Соответственно, реализация государственных задач, требующих финансирования, обеспечивается АО «РОСНЕФТЕГАЗ» не только посредством прямого перечисления налогов и дивидендов в бюджет, но также через прямое финансирование стратегических проектов.
Существующие нормативные акты устанавливают жесткие ограничения относительно общего порядка принятия корпоративных и управленческих решений органами управления акционерных обществ, в силу которых распоряжение финансовыми ресурсами, в том числе в рамках утвержденных инвестпроектов, не отнесено к компетенции менеджмента АО «РОСНЕФТЕГАЗ» и осуществляется под строгим директивным контролем со стороны государства.
Вполне понятно желание Министерства Финансов Российской Федерации решить проблему выпадающих доходов бюджета увеличением дивидендов, выплачиваемых компаниями с государственным участием. Однако, дополнительные изъятия из инвестиционной программы РОСНЕФТЕГАЗа могут привести к неисполнению компанией Указа Президента Российской Федерации и своих ключевых функций. В то же время у Правительства Российской Федерации остается в наличии широкий перечень государственных компаний, увеличение дивидендных выплат которых не окажет негативного воздействия на выполнение и государственных, и их собственных профильных задач. Источник |