На главную
Рефераты, контрольные по метрологии для студетов: Реферат на тему Стандартизация и сертификация в Японии
Назад
Содержание
Введение. 2

Стандартизация. 3

Сертификация. 5

Общие положения сертификации в Японии. 9

Заключение. 15

Введение


Стандартизация, метрология и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг - важного аспекта многогранной деятельности предприятий. Овладение методами обеспечения качества, базирующимися на триаде - стандартизация, метрология, сертификация, в настоящее время является одним из главных условий выхода поставщика на рынок с конкурентоспособной продукцией (услугой), а значит и коммерческого успеха.

        Целью данного реферата является рассмотрение стандартизации и сертификации в Японии.

        Мы рассмотрим, какие организации являются национальными организациями по стандартизации в своих странах. Рассмотрим историю их образования, организационную структуру, каждой организации. Выделим, какие организации являются государственными, какие частными, некоммерческими. Их цели и задачи. Как негосударственные организации взаимодействуют с государством. Чем занимаются эти организации, либо это принятие национальных стандартов, либо составление и принятие национальных стандартов. Их взаимодействие с международными организациями. Перспективы развития.

Стандартизация


На современном этапе развития науки и техники стандартизация глубоко проникла во все области жизни, как на производстве, так и в быту и каждый человек интуитивно представляет себе, что это такое. Международной организацией по стандартизации (ИСО) принято следующее определение:

"Стандартизация — установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, и, в частности, для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении условий эксплуатации (использования) и требований безопасности. Стандартизация основывается на объединенных достижениях науки, техники и практического опыта и определяет основу не только настоящего, но и будущего развития и должна осуществляться неразрывно с прогрессом".

Чаще используется несколько упрощенное определение: «Стандартизация — это деятельность, направленная на разработку и установле­ние требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда».

Стандартизация является одним из важнейших элементов со­временного механизма управления качеством. Влияние стандартизации на улучшение качества продукции осуществляется через комплексную разработку стандартов на сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, оборудование, оснастку и готовую продукцию, а также через установление в стандартах технологических требований и показа­телей качества, единых методов испытаний и средств контроля. Стандартизация является эффективным средством обеспечения качества, совместимости, взаимозаменя­емости продукции и ее составных частей, а также их унификации, типизации, норм безопасности и экологических требований, един­ства характеристик и свойств продукции, работ, процессов и услуг.

Японский комитет промышленных стандартов (JISC).

Основана эта организация в 1949 году как консультативный орган при Министерстве внешней торговли и промышленности, подчиненный управлению науки и техники, которое утверждает планы работ JISC.

Деятельность JISC финансируется правительством.

Национальные промышленные стандарты носят добровольный характер для отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности, но стандарты на медицинские препараты, средства защиты сельскохозяйственных культур и минеральные удобрения – обязательны.

Процедура разработки стандарта состоит из следующих этапов:

-       Любая организация, научное общество , ассоциация вносят предложение о разработке стандарта (или составленный проект) министру соответствующей отрасли промышленности;

-       Один из технических комитетов обсуждает проект, передает его на дальнейшее рассмотрение совету отделения, который имеет право принять или одобрить проект стандарта;

-       Заключение по проекту стандарта передается в управление науки и техники Министерства внешней торговли и промышленности;

-       Проект одобряет министр отрасли в качестве национального стандарта;

Информация о принятом (переработанном) стандарте передается в СМИ.

На промышленную продукцию в Японии выдается знак JIS наличие которого говорит о высоком качестве. Для успешного продвижения на рынке промышленных товаров необходимо получение данного знака. Сертификация на знак JIS охватывает такие отрасли как : машиностроение, электротехника, автомобилестроение, железнодорожный транспорт, судостроение, авиация, химическая промышленность, горная промышленность и др.

Так же как и в других странах в Японии стремятся сломать технические барьеры в торговле. Это стремление связано с давлением иностранных партнеров, которые импортируют японскую продукцию, а выход их продукции в Японию невозможен в связи с другими стандартами.

Приведем один пример из области автомобилестроения. Как известно в США действует своя система мер, мили, дюймы, футы, фунты ит.д. Это влечет за собой несоответствие европейским стандартам. То есть американская гайка не закрутится на европейском болте. И совсем недавно американские автомобилестроители, не выдержав конкуренции, стали использовать метрическую систему мер, европейские монтажные размеры в электрике и прочее. Это позволило использовать европейское оборудование, снизить стоимость запасных частей и, тем самым, повысить привлекательность американских машин на европейском рынке.

Таким образом, мы видим что в Японии велика роль государства в стандартизации, здесь происходит оценка стандартизации с позиции закона для улучшения условий жизни общества.
В Японии действуют три формы сертификации:

• обязательная сертификация, подтверждающая соответствие законодатель­ным требованиям;

• добровольная сертификация на соответствие национальным стандартам JIS, которую проводят органы, уполномоченные правительством;

• добровольная сертификация, которую проводят частные органы по сертификации.

Обязательная сертификация регламентируется действующими законами (их на сегодняшний день более 30), в которых устанавливаются перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и требования к ней; схемы сертификации;

знаки соответствия; органы управления, ответственные за организацию сертифи­кации и инспекционный контроль. Уполномоченные органы разрабатывают тех­нические регламенты, на соответствие которым проводятся сертификационные испытания, а утверждает их Кабинет министров страны.

Обеспечение исполнения законодательных положений по сертификации рас­пределяется между министерствами и другими государственными органами управления. Например, за Министерством внешней торговли и промышленности закреплено десять законов.

По некоторым видам продукции в законах вводятся категории, характери­зующие степень их опасности для пользователя. Например, для электротехниче­ских изделий установлены категории А и Б. Для категорий используют разные схемы сертификации и знаки соответствия (рис. 2).



Знак категории А



Знак категории Б

Рис. 2. Знаки соответствия электротехнических изделий

Для более опасных товаров (категория А) предусмотрена сертификация третьей стороной, а для изделий категории Б – заявление-декларация изготовителя.

Испытательные лаборатории назначаются министерствами и работают как бесприбыльные организации.

Особенность обязательной сертификации в Японии состоит в необходимости получить разрешение на серийное производство продукции; подлежащей обяза­тельной сертификации, а также в том, что экспортируемые товары подлежат обя­зательной сертификации.

Добровольная сертификация на соответствие стандарту Л5 не всегда под­тверждает соответствие требованиям безопасности, поскольку обязательные требования включаются в технические регламенты. Этот вид сертификации на­ходится в введении Министерства внешней торговли и промышленности, которое организует и координирует ее. Заявитель должен обращаться к министру, что в одинаковой степени относится и к экспортерам на японский рынок, если с ними не заключено соглашение о взаимном или одностороннем признании результатов испытаний.

Как правило, схема сертификации включает оценку действующей системы качества на соответствие стандартам ИСО 9000 и инспекционный контроль, который в плановом порядке проводится один раз в 4-5 лет, а внеплановый – в любое время без предупреждения.

Рассмотрим особенности сертификации товаров, поставляемых в Японию.

На основании закона об электротехнических товарах бытового назначения и контроля материалов для их производства действует знак соответствия Т. Получение такого знака служит необходимым "пропуском" для реализации товаров данного вида, причем закон в одинаковой степени действует как для японских, так и импорти­руемых электротехнических товаров. Знак, относящийся к товару категории А, удостоверяет соответствие бытовых электротоваров, к которым пользователь прика­сается непосредственно (электробритвы, телевизоры, пылесосы и др.).

Знак категории Б – это подтверждение соответствия таких товаров, как электроарматура, вентиляторы, оборудование офисов и т.п.

Экспортер подобных товаров на японский рынок должен представлять свой продукт на испытание в японском соответствующем испытательном центре. Сделать это он имеет право только через японских посредников, которые в свою очередь проходят через определенную процедуру. Японский посредник обязан предста­вить в Министерство внешней торговли и промышленности все данные о товаре, который он намеревается импортировать: параметры безопасности и качества, классификационные характеристики, подтверждение его полного соответствия японским стандартам. Посредник обязан гарантировать соблюдение порядка по­лучения знака соответствия и своевременно информировать покупателей о всех изменениях в качестве или конструкции товара.

Если же товар относится к категории Б, добавляется дополнительное требо­вание к импортеру – посреднику, который будет продавать товар зарубежной фирмы: представление в Министерство торговли и промышленности заявления о намерении начать бизнес по этому товару. Японский покупатель "воспитан" та­ким образом, что электротехнические товары, не маркированные знаком соответ­ствия Т, он воспринимает как низкокачественные со всеми вытекающими отсюда последствиями для экспортера.

Действуют также различные добровольные знаки. Их устанавливают ассоциации и другие общества для информирования потребителей о соответствии товар определенным требованиям. Особенно характерно применение таких знаков для продовольственных товаров.

Таким образом, экспортеры на японский рынок вынуждены изучать требования стандартов и правил, действующих в принимающей стране; обращаться в японские испытательные лаборатории, если нет соглашения о взаимном признании результатов испытаний. А для этого необходимо правильно выбрать японского посредника, без которого выполнить все требования, а значит, продвинуть товар на рынок невозможно. Иностранные поставщики на рынок Японии пытаются различными путями преодолеть или хотя бы снизить жесткие барьеры, защи­щающие внутренний рынок. Так, США удалось добиться соглашения японской стороны на проведение испытаний некоторых товаров, предназначенных для экс­порта в Японию, в своих лабораториях под наблюдением японского Министерства внешней торговли и промышленности. Это соглашение коснулось лишь пяти аме­риканских лабораторий, по мнению которых остается еще и языковый барьер, так как японская сторона принимает к рассмотрению только переведенные на японский язык документы.

Для проведения сертификации систем качества была создана Японская ассо­циация по сертификации систем качества (JAB). Основные ее функции:

• аккредитация органов по сертификации продукции и систем качества и орга­низаций, занимающихся обучением аудиторов; аттестация аудиторов, а так­же регистрация соответствующих поставщиков;

• проведение исследований и осуществление практических действий по взаим­ному признанию аккредитации органов по сертификации систем качества за рубежом, по координации усилий в этой области с национальными и зару­бежными организациями;

• выполнение других работ, направленных на достижение целей JAB.

Вся деятельности JAB строится в соответствии с документами ИСО и МЭК, например, ею подготовлен справочник на основе документа ИСО/КАСКО "Проект руководства ИСО/МЭК. Общие требования к сертификации и регист­рации органов оценки соответствия и аккредитации систем". Опубликованы и другие руководящие документы JAB по выполнению указанных выше работ.

Аккредитация органов по сертификации и организаций, занимающихся под­готовкой аудиторов, осуществляется аудиторами JAB, назначаемыми ее генераль­ным директором. По линии JAB аккредитованы такие крупные центры, как Центр сертификации систем качества Японской ассоциации по стандартизации (JSA-Q), Центр по контролю газового оборудования (JIA-QA), Центр сертифи­кации систем качества Ассоциации по безопасности сосудов, работающих под давлением (КНК-ОА) и др.

При сертификации аудиторов JAB выдает сертификаты
Общие положения сертификации в Японии


С 1980 г. сертификат на право применения японского знака соответствия стандарту выдается и зарубежным предприятиям. В течение 10 последующих лет около 150 предприятий из 19 стран получили это право, что является следствием принятия кодекса ГАТТ по стандартизации[i].

Японская фирма получает сертификат в среднем через 3 месяца после подач» заявки, а иностранные - через полгода. Все расходы по сертификации оплачивает заявитель.

Ни один изготовитель в Японии не может получить заказ от правительственных органов или престижный заказ от авторитетных компаний, если его продукция не имеет знака JIS (японский комитет по стандартизации). Сертификация на знак JIS охватывает такие отрасли, как машиностроение, электротехника, автомобилестроение, железнодорожный транспорт, судостроение, черная и цветная металлургия, авиация, гражданское строительство и архитектура, химическая и целлюлозно-бумажная промышленность, горнодобывающая промышленность. Отраслевые министерства включают в перечень по сертификации лишь те виды продукции, сертификация которых будет способствовать расширению сферы их применения и в то же время способствовать решению задач государственной технической политики по безопасностности и экологичности японских товаров[ii].

С середины 80-х годов в Японии реализуется правительственная программа направленная на устранение технических барьеров в торговле. Во многом это следствие многолетнего давления иностранных торговых партнеров Японии, для которых нередко торговля с этой страной превращается в «игру в одни ворота».

Устранению препятствий для экспорта в Японию способствуют такие положения программы, как недопущение дискриминации к зарубежным поставщика товаров; учет интересов зарубежных партнеров в работах по стандартизации; придание более открытого характера информации о стандартизации; гармонизации японских национальных стандартов с международными; развитие деятельность по признанию результатов испытаний продукции зарубежными организациями: упрощение процедур сертификации.

В одном из пресс-релизов японских дипломатических представительств для за рубежных средств массовой информации отмечалось, что Япония, единственная и стран, подписавших Кодекс ГАТТ/ВТО по стандартизации, по собственной инициативе решила пересмотреть свои системы стандартизации и сертификации с надеждой, что другие стороны последуют ее примеру. Однако некоторые торговые партнеры Японии, как, например, фирмы США, отказываются сертифицировать свои товары на соответствие японским стандартам, объясняя отказ сложностью и дороговизной этом процедуры, а также требованием японской стороны предоставления информации, которая с точки зрения американцев конфиденциальна. Как выход из положения японская сторона предложила заменить сертификацию продукции проверкой действующих на американских фирмах систем обеспечения качества командированными туда (за счет американской стороны) японскими правительственными инспекторами. Но американские круги сомневаются в целесообразности такого подхода.

По-другому проблемы сертификации на соответствие японским стандартам решаются с Францией. Между Японской ассоциацией по безопасности потребительских товаров и Французской национальной испытательной лабораторией заключен договор о признании в Японии результатов испытаний, проведенных в указанной французской организации, но на право использования знака SG, а не JIS. Знак SGподтверждает безопасность потребительских товаров. Около 500 млн. изделий, ежегодно предлагаемых на японском рынке, маркируются этим знаком, и японские потребители доверяют ему.

В 1995 г. Комитет по долгосрочному планированию, в составе которого работают несколько десятков ученых из университетов, научно-исследовательских центров, представителей фирм и отраслевых промышленных ассоциаций, опубликовал доклад о важнейших задачах стандартизации и сертификации, стоящих перед Японией на будущий период. В нем отмечается, что роль стандартов JIS возрастает по сравнению с предшествующим периодом времени в таких областях, которые имеют высокую общественную значимость, - это защита потребителей, попечение о престарелых и охрана окружающей среды. По мнению авторов доклада, обязательного законодательства не достаточно для регулирования в этих сферах, японская система стандартизации должна в еще большей степени отражать социальные потребности. Намечено проведение специальных научных исследований для выявления приоритетов стандартизации в этих социальных сферах.

Особые потребности и объекты торговых сделок полностью должны быть исключены из национальной стандартизации как предмет фирменной стандартизации.

Социальные требования и разнообразие потребительских предпочтений стимулируют принятие мер по активизации участия представителей потребителей в разработке и обслуживании проектов стандартов на потребительские товары. Пересмотрено содержание маркировки товаров знаком JIS, который не содержит информацию об экологических свойствах продукта, в то время как именно они стали все чаще определять выбор покупателя. Теперь знак соответствия национальному стандарту дополняется надписями экологического и социального содержания («использовано вторичное сырье», «попечение престарелых» и т.п.).

Тенденция более широкого применения национальных стандартов поддерживается расширением информации о стандартах, стимулированием дискуссий по сертификации в частном секторе, принятием оперативных и обоснованных решений по проектам стандартов.

Новый подход реализуется в стандартизации высокотехнологичной продукции: этапы исследований и разработок продукта и стандарта должны идти параллельно.

Большое значение придается стандартизации в частном секторе, особенно введению в национальные нормативные документы результатов фирменной стандартизации. Для снижения степени риска при использовании фирменного стандарта на готовое изделие признано целесообразным разрабатывать стандарт на его составные части. Сроки принятия фирменного стандарта в качестве национального будут сокращаться в том числе и за счет сокращения периода обсуждения проекта нормативного документа. Для стимулирования стандартизации в частном секторе пересмотрен принцип безвозмездности при использовании результатов, достигнутых фирмой.

В частном секторе разрабатывается достаточно большое количество стандартов, но они не содержат требований по защите окружающей среды, не направлены на социальные проблемы и создание условий для справедливой конкуренции и гармонизации с международными стандартами. Фирмы, работающие в отдельных рыночных сегментах, стремясь удерживать свою долю рынка, с помощью стандартов сохраняют достигнутое положение и не осознают необходимости унификации нормативных документов. В этой связи роль государства в развитии стандартизации должна усиливаться, в том числе и в плане влияния на частный сектор. Считается необходимым создать условия для предоставления фирмам полной и необходимой информации для совершенствования как процесса стандартизации, так и содержания и уровня самого нормативного документа. Японские специалисты не сомневаются в том, что далекие от совершенства стандарты причиняют значительный ущерб обществу. Вред приносит и отсутствие (или неполная) информации о фирменных стандартах, что в конечном итоге из-за невозможности сравнения их требований к однотипным товарам отрицательно сказывается на прибыли.

Однако процесс увеличения доли частного сектора в экономике влияет на роль государства в стандартизации, и ему приходится пересматривать свои действия в новых условиях среды стандартизации. Государство должно влиять на возможность выбора наиболее совершенного варианта стандарта еще на этапе его разработки.

В области сертификации государство обеспечивает ее высокую надежность, достоверность и законность, заботясь об интересах общества. С позиций закона государство оценивает деятельность частных испытательных организаций. Японские специалисты считают, что эта функция государства будет усиливаться.

Особым мнением японских специалистов можно считать принцип «открытой стандартизации». Он сводится к необходимости дальнейшего совершенствования информационного обеспечения в области стандартизации, в частности, путем создания международных консорциумов по стандартизации на допроизводственных стадиях изготовления товаров. Наиболее актуален этот принцип для ускорения разработок в области техники, машиностроения и т.п. В то же время медленные темпы разработки стандарта могут тормозить развитие техники.

Усиливается внимание к участию в международной стандартизации. В ИСО и МЭК Япония представлена с начала 50-х годов, в настоящее время японские специалисты ведут секретариаты 44 рабочих органов в этих организациях. К 1998 г. около 2000 национальных стандартов будут гармонизованы с международными.

В последние годы заметно оживилось взаимодействие комитета с европейскими организациями по стандартизации СЕН и СЕНЭЛЕК. Но все же японские специалисты не удовлетворены пассивным участием в работе международных организаций, которое сводится в основном к получению принятых стандартов, а не к участию в подготовке проектов международных стандартов. В этой связи усиливается роль государственного влияния на промышленные круги, которые не только должны осознать важность участия в разработке проектов международных стандартов, но и активизировать возможность принятия японских национальных стандартов в качестве международных, в чем Япония значительно отстает от стран ЕС. Поэтому решено, что сразу после принятия национального стандарта он должен предлагаться японской стороной как проект международного стандарта в соответствующей международной организации.

В международных связях по стандартизации и сертификации расширяется сотрудничество в области аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации систем качества. Важным направлением считается распространение японского опыта в области управления качеством продукции и защиты окружающей среды для отражения его в международных стандартах.

В направлении достижения большей открытости японского рынка расширяется возможность зарубежных изготовителей продукции использовать знак соответствия японским национальным стандартам, привлекается больше зарубежных организаций к проведению контроля качества товаров со знаком JIS. Развивается практика совместного использования эталонов и стандартных веществ, взаимного признания.
Заключение




В Японии сертификация носит государственный характер и право выдачи сертификата и лицензии на использование знака соответствия дано только министрам соответствующих отраслей по установленной процедуре.

Работу по приёму заявок на сертификацию, самой сертификации и надзору проводят специальные бюро внешней торговли и промышленности. Разрешение на выдачу сертификата и лицензии на знак выдаётся соответствующим министром на основании результатов проверки изделия на соответствие стандартам, изучения условий их производства и отзывов потребителей.

Все последующие проверки качества изделий также проводятся по указаниям министров.

В национальной процедуре сертификации могут на равных основаниях с японскими участвовать и иностранные предприятия.

Однако, несмотря на определенный прогресс, на пути принятия Японией результатов иностранной сертификации и тестирования, судя по всему, еще остается немало трудностей. Как отмечалось в ежегодном докладе Службы урегулирования торговых и инвестиционных претензий, «система принятия данных иностранных инспекций, даже если таковая существует, редко применяется на практике, поскольку лишь немногие иностранные инспекционные институты имеют соответствующие полномочия, не говоря уж о существовании расхождений в методах тестирования».

Список использованной литературы




1.     Крылова Г.Д.“Основы Стандартизации Сертификации Метрологии”, М., “Аудит”, 2007г.

2.     Лифиц И.М. “Основы Стандартизации Метрологии и сертификации”, М., “Юрайт”, 2008г.

3.     Шишкин И.Ф. Основы метрологии стандартизации и качества продукции – М.: Стандартим, 2009г.


Версия для печати | Поиск информации

Авторизация
зарегистрировано 2433
Логин:
Пароль:
Зарегистрироваться
Забыли пароль?

Главная | Форум | Поиск | Помощь | Карта портала | Контакты | Реклама
© Priboridetali , 2024. Правила использования материалов

Яндекс цитирования Здесь находится аттестат нашего WM идентификатора 250165105183
Сервер радиолюбителей России - схемы, документация,
 соревнования, дипломы, программы, форумы и многое другое!